5f72ab5d     

Адмони В - Генрик Ибсен И Его Творческий Путь



В.Адмони
Генрик Ибсен и его творческий путь
I
Творчество Ибсена связует века - в буквальном смысле этого слова. Ею
истоки - в завершающемся, предреволюционном XVIII веке, в шиллеровском
тираноборчестве и в руссоистском обращении к природе и к простым людям. А
драматургия зрелого и позднего Ибсена, при всей его глубочайшей связи с
современной ему жизнью, намечает и существенные черты искусства XX века -
его сконденсированностъ, экспериментальность, многослойность.
Для поэзии XX века, по мнению одного из зарубежных исследователей,
весьма характерен, в частности, мотив пилы - с ее скрежетом, с ее острыми
зубьями. В своих незаконченных воспоминаниях Ибсен, описывая свои детские
годы, подчеркивает то впечатление, которое производил на него непрерывный
визг лесопилок, сотни которых с утра до вечера работали в его родном городке
Шиене. "Читая впоследствии о гильотине, - пишет Ибсен, - я всегда вспоминал
об этих лесопилках". И это обостренное ощущение диссонансности, которое
проявил Ибсенребенок, впоследствии сказалось в том, что он увидел и
запечатлел в своем творчестве кричащие диссонансы там, где другие видели
цельность и гармоничность.
Вместе с тем изображение дисгармонии у Ибсена отнюдь не дисгармонично.
Мир не распадается в его произведениях на отдельные, несвязанные фрагменты
Форма ибсеновской драмы - строгая, четкая, собранная. Диссонансность мира
выявляется здесь в пьесах, единых по своему построению и колориту. Плохая
организация жизни выражается в превосходно организованных произведениях.
Мастером организации сложного материала Ибсен показал себя уже в
молодости. Как это ни странно, на своей родине Ибсен первоначально был
признан первым среди всех норвежских писателей не в качестве драматурга, а в
качестве поэта - автора стихов "на случай": песен для студенческих
праздников, прологов к пьесам и т. п. Юный Ибсен умел сочетать в таких
стихотворениях четкое развертывание мысли с подлинной эмоциональностью,
используя цепочки образов, во многом трафаретных для того времени, но в
достаточной мере обновленных в контексте стихотворения.
Памятуя призыв Г. Брандеса к скандинавским писателям "ставить на
обсуждение проблемы" Ибсена в конце XIX века нередко называли постановщиком
проблем. Но корни "проблемного" искусства в ибсеновском творчестве весьма
глубоки! Движение мысли всегда было исключительно важным для построения его
произведений, органически вырастая в его пьесах из развития внутреннего мира
персонажей. И эта черта также предвосхитила важные тенденции в мировой
драматургии XX века.
II
Генрик Ибсен родился 20 марта 1828 года в маленьком городке Шпене. Его
отец, состоятельный коммерсант, разорился, когда Генрику было восемь лет, и
мальчику пришлось очень рано, еще не достигнув шестнадцати лет, начать
самостоятельную жизнь. Он становится аптекарским учеником в Гримстаде -
городке, еще меньшем, чем Шиен, и проводит там свыше шести лет, живя в
весьма нелегких условиях. Уже в это время у Ибсена складывается резко
критическое, протестующее отношение к современному обществу, особенно
обостряющееся в 1848 году, под влиянием революционных событий в Европе. В
Гримстаде Ибсен пишет свои первые стихи и свою первую пьесу "Катилина"
(1849).
Двадцать восьмого апреля 1850 года Ибсен переезжает в столицу страны
Кристианию, где готовится к вступительным экзаменам в университет и
принимает активное участие в общественно-политической и литературной жизни.
Он пишет много стихотворений и статей, - в частно



Содержание раздела